Устная речь (говорение) является одним из четырех так называемых «навыков нового тысячелетия» (21st century skills) совместно с критическим мышлением (critical thinking), групповой работой или работой в парах (collaboration) и творческим подходом (creativity). В то же время устная речь представляет наибольшую сложность как в обучении, так и в усвоении.
Что же способствует правильному и эффективному развитию продукции речи? Прежде всего, хорошие знания языкового материала (лексика, грамматика, а также слухо-произносительные навыки), возможность использовать эти знания в собственной речи во время занятий и темы для обсуждений, интересные для изучающих язык.
Тем не менее, существует ряд проблем, сопряженных с данными факторами, которые препятствуют успешному формированию речепроизводства. Во-первых, отсутствие знаний языкового материала, которые соответствуют уровню изучения языка. Это естественно, ведь в таком случае практика речи просто невозможна. Во-вторых, отсутствие возможности использовать изученную грамматику и лексику на практике. Такое часто происходит в больших классах и группах или в случаях, когда центром учебного процесса является учитель, а не учащиеся. В-третьих, это темы, не дающие речевого повода. Когда обсуждение неинтересно и бессмысленно, даже сильные ученики отказываются говорить.
Еще одним важным условием является так называемый эмоциональный барьер (affective filter) – психологические факторы, положительным или отрицательным образом влияющие на процесс изучения языка. Его показатель может быть как высоким, так и низким. При высоком эмоциональном барьере у учащихся наблюдается повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие интереса к занятиям в виду возрастного несоответствия или недостатка знаний, а также неблагоприятные взаимоотношения с преподавателем и группой. Соответственно, при его низких показателях во время занятий царит благоприятная рабочая атмосфера, у учащихся наблюдается высокая мотивация и самооценка, отношения с преподавателем построены на взаимопомощи. Следовательно, для преподавателя крайне важно сохранять низкий психологический барьер у учащихся.
Для преодоления этих трудностей важно, чтобы:
1. «Большой вопрос – большая картинка» (Big question – big picture)
Цель задания – умение переходить от общей проблемы к частной. Задание состоит из трех этапов. Первый этап – «большой вопрос», который дает основную, общую тему для обсуждений (например, Why do we need plants?). Второй этап – «большая картинка»: тема сужается до описания данной картинки. Учащиеся отвечают на вопросы по ней (например, look at the picture and say what plants the children are holding). Третий этап – обращение к личному опыту учащихся (например, What part of your breakfast comes from plants?).
2. Применение критического мышления (critical thinking activity)
Цель задания – научиться оценивать понятия, явления или предметы, используя личный опыт учащихся. Задание состоит из двух этапов. Первый этап – ознакомление с материалом, например, vocabulary about the ocean. Второй этап – оценка этих понятий, явлений, качеств путем использования личного опыта учащихся (например, categorize the vocabulary into two charts: things I have seen and things I have never seen). Это задание становится особенно эффективным, если его выполнять в парах.
3. Открытые вопросы (open-ended questions)
Учащимся предлагаются вопросы, требующие развернутого ответа и направленные на обсуждение (вопросы, на которые можно дать ответ да или нет, исключаются). Например: What toys do you have? What toys do you want? или What do you know about plants? Write two things below and share with a partner.
4. «Облако размышлений» (“think” boxes)
Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения по проблеме, которая раскрывается в предыдущем задании на чтение или аудирование. Например, после текста о проблемах животных даны вопросы: Why are animals important for us? Do you know any endangered animals?
Несмотря на существенные минусы – шум на занятии или разный темп работы учащихся в парах (кто-то выполняет задание быстро, кто-то сильно отстает), групповая или парная работа производит больший положительный эффект в виду следующих причин:
Различают два вида навыков говорения: базовый бытовой (Basic Interpersonal Communication — BICS) и навык когнитивной литературной речи (Cognitive Academic Language Proficiency — CALP). В первом случае это навык, используемый в типичных бытовых речевых ситуациях (функциональные диалоги), который формируется уже на начальных этапах обучения. Во втором случае это сложные навыки владения литературным языком, которые формируются на более высоких уровнях изучения языка и требуют больше времени для отработки и практики. Яркий пример – opinion essay. Многие задания представляют собой комбинацию этих двух навыков (например, panel discussion, где BICS используется для управления дискуссией, а CALP – для ее создания).
Исправление языковых ошибок (грамматических, лексических, произносительных) должно происходить еще на начальных этапах изучения материала. Здесь есть несколько указаний, которых нужно придерживаться, чтобы не отбить у учащихся желание говорить:
Необходимо дать учащимся возможность высказаться, и уже после выполнения задания отметить наиболее общие ошибки и недочеты.
Мария Руль
Центр иностранных языков “EXPRESS”
Поделитесь с друзьями полезной статьей!