Иностранный язык для ребенка: особенности преподавания

Умение говорить на одном или нескольких иностранных языках всегда считалось признаком специального образования. Однако если в советское время дети начинали изучать английский или немецкий (реже французский) в возрасте 10-11 лет, что соответствует 4-5 классу средней школы, то сейчас даже в самой обычной школе английский преподают детям уже в первом классе. Однако многие родители не доверяют школьному образованию в области иностранного языка. И правильно делают.

К сожалению, очень многие школы стремятся повысить свой статус (до специализированной школы, лицея или гимназии) за счет введения английского языка с первого класса, увеличения количества часов иностранного языка или учреждения спецклассов с уклоном английского языка. Однако прозорливые родители уже давно поняли, что учить детей английскому, впрочем как и немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, нужно не в обычной школе. Или по крайней мере не только в школе.

Неминуемо сталкиваясь с проблемой под названием "иностранный язык", родители малыша должны решить сразу несколько задач. Какому языку учить? Кому поручить это нелегкое дело? С какого возраста погрузить ребенка в непонятные ему звуки и буквы незнакомого языка?

Выбирая иностранный язык, можно руководствоваться разными принципами. Конечно, если за границей у вас живут родственники или друзья, к которым вы часто ездите, то лучше выбрать тот язык, на котором говорят они. Ребенку будет проще общаться со сверстниками-иностранцами – с одной стороны, приобрести навыки хорошего произношения и разговорной речи – с другой.

Выбор языка

Если вы хотите как можно раньше заложить основы качественного классического образования малыша, то без иностранного языка не обойтись. В современном мире главным международным языком, на котором говорят все образованные и преуспевающие люди, является английский. Практически в любой столице мира вы всегда сможете обойтись самыми элементарными знаниями разговорного английского, чтобы узнать дорогу, познакомиться с кем-то, сделать заказ в ресторане или купить сувенир. Но знание английского пригодится не только во время путешествий, но и на работе: всегда приятно общаться с иностранными партнерами или коллегами без переводчика. Кроме того, большая часть научных и технических открытий освещается прежде всего на английском языке. Причина тому – несложная грамматика.

Поэтому лучше всего выбрать для вашего ребенка английский в качестве первого иностранного языка. Впрочем, это отнюдь не обязательно. Можно остановиться и на каком-нибудь другом не очень сложном и достаточно распространенном в Европе языке. Не стоит выбирать финский или немецкий: их грамматика значительно сложнее английской и порой требует взрослой логики.

Однако если кто-то в семье владеет любым иностранным языком в совершенстве, то не задумывайтесь о выборе... Непосредственное общение с близким человеком (элементарные фразы за столом или на прогулке) делает процесс обучения очень естественным – ребенку и в голову не придет, что его чему-то учат. Так или иначе, при изучении иностранного языка главным условием остается практика, практика и еще раз практика. В первую очередь, безусловно, практика разговорной речи. Поэтому лучше выбрать именно тот иностранный язык, которому есть возможность обучать малыша в непринужденной беседе.

В каком возрасте?

Когда же следует начинать изучение первого иностранного языка? Сам собой напрашивается ответ: как можно раньше. Но это не совсем верно. Данная проблема требует индивидуального подхода, поэтому утверждать, что оптимальным возрастом является три, четыре, пять или шесть лет, было бы ошибкой. Можно сказать, что это возраст от трех до семи, но об этом, наверное, и сами родители догадываются. Вообще, на этот вопрос лучше всех ответит сам малыш. Если вы уже распознали в нем любовь к чтению (пока что русских книг), умение сочинять рифмы, желание выводить русские буквы, интерес к значению новых слов, тогда можете не задумываясь приступать к изучению иностранного языка. Все перечисленные выше признаки служат сигналом того, что у ребенка есть способности к языку. Согласитесь, когда дитя появляется на свет, для него и русский язык – иностранный. И если малыш рано научился говорить или читать на родном языке, то смело можно погрузить его в неведомые, таинственные и порой забавные звуки нового языка. Главная платформа – достаточно высокий уровень владения родным языком. Если ребенок учит английский алфавит, то русский он должен знать на пять с плюсом. Если он приступает к чтению на английском, то на полке в его комнате должно красоваться уже несколько (пусть небольших) прочитанных русских книжек.

Почему не следует изучать иностранный язык слишком рано? Да потому, что малыш не готов к этому психологически. И он сразу же вам это покажет. Только не стоит думать, что у ребенка нет способностей к иностранному языку, если в пять лет у него с английским не получилось. Попробуйте вернуться к занятиям попозже. И в то же время не нужно заставлять малыша повторять иностранные слова и учить буквы, если он в ответ на это плачет: такая педагогика повредит ему в будущем и привьет упорную нелюбовь к иностранным языкам. И главное – комплекс неспособного ученика.

Способы обучения

Когда настало время и выбран язык, самое трудное – подобрать оптимальную программу обучения. Особенно эффективный способ – так называемое погружение в языковую среду: ребенок учится общению на иностранном языке непосредственно у его носителей. Вы можете отправить ребенка на пару месяцев за границу в специальный лагерь, где соберутся дети из разных стран и будут учить один язык. На нем же они будут общаться во время знакомства, игр и прогулок. Это, бесспорно, прекрасный вариант, если у вас очень общительный и веселый ребенок. Но если у малыша замкнутый характер, то лучше перенести погружение на то время, когда он повзрослеет. Психологическое равновесие далеко не последняя составляющая счастья и здоровья вашего ребенка. И оно, пожалуй, намного важнее знания иностранного языка.

В определенной степени языковая среда создается и в дошкольных учреждениях, и в школах иностранного языка для самых маленьких. Сюда ребенок будет приходить пару раз в неделю, знакомиться с ровесниками, развлекаться и учить иностранный язык. В данном случае очень важно подобрать педагога с хорошим произношением (это может быть и носитель языка) и богатым опытом. Как правило, в таких учебных заведениях всегда есть показательные уроки, на которых присутствуют родители. И вы сами сможете понять, нравится вам этот педагог или нет, найдет ли он подход к вашему ребенку...

Кроме того, можно пригласить учителя на дом – репетитора. Индивидуальные занятия в некоторых случаях являются единственным эффективным способом обучения иностранному языку. Ваша задача – определить профессионализм репетитора, а задача ребенка – оценить его педагогический талант. А последнее, между прочим, немаловажно: безупречное знание языка не всегда означает успех учителя. Педагог должен уметь подружиться с ребенком, сохраняя в определенные моменты строгость. Не стоит прибегать к суровой дисциплине: ведь ваш малыш так или иначе столкнется с ней в школе – ни к чему торопить время! Расхожее мнение о том, что учитель должен в первую очередь прививать любовь к предмету, на самом деле глубокая мудрость. Следите за тем, чтобы занятия были разнообразными (игры, сценки, песенки, стишки): ни один малыш 3-6 лет и тридцати минут не усидит на месте, уткнувшись в книгу. Однако нельзя сводить занятия к простому выучиванию слов и выражений. Все это легко забудется, если у ребенка не будет интереса к языку и чувства реальности.

Результаты

Представим, что ваш малыш приступил к изучению иностранного языка: педагог выбран, книжки куплены, занятия начались... Когда же будут результаты? Самая главная и наиболее психологически правильная методика преподавания иностранного языка детям – методика устного опережения – сводится к тому, что ребенок сначала учится говорить, пусть самые простые фразы, потом читать и только затем писать. Такой метод преподавания устранит языковой барьер у ребенка. Еще совсем недавно (10-15 лет назад) все русские учебники опирались на прямо противоположный метод: сначала дети учились читать, а только потом говорить. И это привело к тому, что английский, немецкий или французский языки так и остались для многих всего лишь предметом в школе, а не средством общения. К счастью, сейчас есть огромный выбор различных учебников, журналов, кассет, карточек для детей, изучающих иностранный язык. Среди них можно выбрать программы как русских, так и зарубежных авторов, которые уделяют главное внимание именно разговорной речи. Если вам удастся найти хорошего педагога, подобрать интересную программу и создать ребенку языковую среду (хотя бы несколько часов в неделю или месяц в году), то через полгода малыш уже сможет рассказать о себе на иностранном языке, а через год будет читать.

Несколько советов, как сделать занятия иностранным языком увлекательными и желанными для ребенка

  • Купите карточки с английскими словами и картинками. Запоминая слова, ребенок одновременно будет развивать зрительную память.
  • Пригласите в гости других детей, изучающих этот же язык, и придумайте для них конкурсы и соревнования (например, кто назовет больше животных по-английски). Конечно, с призами! Другие родители наверняка вас поддержат.
  • Узнайте, какие мультфильмы и сказки чаще всего смотрит ваш ребенок, и предложите посмотреть их на иностранном языке.
  • Привлеките к занятиям всевозможные игрушки. Между прочим, быстрее всего дети выучивают именно название игрушек.
  • Пойте вместе с ребенком песенки и рассказывайте стишки на иностранном языке.
  • Гуляя по улице, просите малыша называть предметы на иностранном языке.
  • Обязательно купите кассеты к учебнику, по которому занимается ребенок. Пусть он слушает их в одиночестве и отрабатывает произношение, повторяя слова за диктором.
  • Учите как можно больше скороговорок. Это лучший способ отработать "трудные" звуки.
  • Просите ребенка изобразить тот или иной предмет или действие, когда вы называете иностранное слово.
  • По материалам журнала "Обучение&Карьера"
    www.d-mir.ru

    Поделитесь с друзьями полезной статьей!