Вопрос о том, учить ли ребенка английскому, давно уже не обсуждается: конечно, учить! Чаще обсуждается другое: в какой школе, с какого возраста, с каким преподавателем. И совсем редко спрашивают родители, хочет ли ребенок учить английский, а если не хочет, то почему и как это можно изменить.
Иногда родители, не задав себе этих вопросов, начинают говорить, что их ребенок "оказался совершенно неспособен к языку". Как правило, ожидания таких родителей бывают сильно завышены или вообще нереальны. Например, они могут привести ребенка на самый первый уровень в языковой школе или языковом детском саду в твердой уверенности, что через пару месяцев пяти – шестилетний ребенок будет говорить, как самый настоящий англичанин. И, конечно, уже через месяц начинаются недовольства: а почему он не говорит, ведь мы уже месяц занимаемся. Тут налицо конфликт ожиданий и реальности. Не стоит забывать о том, что и у ребенка, и у взрослого при изучении иностранного языка есть некий "барьер накопления материала". То есть, первые несколько месяцев маленький студент занимает пассивную позицию, впитывая знания. Любопытная параллель: с рождения примерно до двух-трех лет ребенок практически не говорит и на своем родном языке, но, находясь в его среде, впитывает информацию. И, естественно, прежде чем говорить о неспособности ученика к языкам, надо докопаться до основной проблемы – разобраться, почему же ребенок не может с чем-то справиться.
Очень часто дети, которые приходят в языковую школу, боятся говорить, потому что боятся сделать ошибку: ведь их за это будут ругать! Однако в большинстве школ, работающих по коммуникативной методике, подход обратный: делайте ошибки, будем вместе их исправлять и будем учиться! Иногда ребенка достаточно просто похвалить, чтобы он начал воспринимать себя по-другому. Детям нужны положительные эмоции!
Рассказывает завуч одной из школ иностранных языков: "Порой мы сталкиваемся с такой ситуацией: приходят к нам маленькие студенты, у которых в школе с английским все плохо. Например, в одной из групп учится мальчик 7 лет. По-английски он умеет и читать, и писать. Но когда учитель просит его прочитать какое-нибудь слово, мальчик говорит: "I can’t!" (я не могу). Оказывается, дома в этом его убеждает мама, постоянно одергивая при малейшей ошибке. И только после уверений учителя в том, что он, конечно же, очень хорошо все может, мальчик читает. И читает правильно. Подобный настрой у детей очень мешает им учиться и делать успехи. Они изначально считают, что ничего не получится, а значит, незачем и пытаться". Грустно, конечно, что порой именно неверие родителей в силы ребенка приводит к тому, что ребенок отказывается изучать английский и говорить на нем.
Иногда родители решают, что они и сами вполне смогут научить малыша английскому без какой-либо специальной подготовки. Это может привести к двум крайностям: либо ребенок уверится в своей неспособности выучить язык, либо, если что-то и усвоит, то будет повторять все грамматические и фонетические ошибки родителей. Комментирует Евгения Можаева, школа Big Ben: "Не стоит пытаться учить малыша самостоятельно, если у вас нет специального образования в области педагогики и иностранного языка: ведь вы не станете учить ребенка музыке или танцам, если не умеете танцевать или плохо знаете ноты. Так же и с английским языком. Кстати, мы замечали, что профессиональные преподаватели стараются отдать своих детей другому педагогу, а люди с небольшими познаниями стремятся учить сами. Разговаривать с малышом на английском языке тоже имеет смысл тогда, когда вы сами свободно владеете языком: лучше не навязывать ему лишних ошибок и неправильного произношения. Кстати, профессионалы, которые учат своих детей, как правило, более требовательны к ним, а это тоже не всегда хорошо".
Дошколят и младших школьников очень просто мотивировать тем, что на занятиях им будет интересно. Например, в одном из языковых центов все занятия с детьми от 3 до 6 лет проходят в игровой форме. Малышам трудно несколько часов заниматься одним и тем же, поэтому в ходе занятий вид деятельности постоянно меняется. В самом начале занятия ребята могут поговорить о погоде, о том, кто что любит или кто что делал вчера вечером. Далее следует музыкальный блок, где дети поют песни, прыгают, танцуют и показывают все слова песенок жестами. После этого идет "настоящее занятие", в ходе которого дети изучают новые слова, конструкции, выполняют разные задания учителя (нарисовать, показать, сделать и т. д.). В ходе занятий дети перекусывают, занимаются рисованием, лепкой. Конечно же, все это – по-английски. Поэтому в группах занимаются не только дети из России, но и ребята, вообще не говорящие по-русски, например, из Кореи или Франции. Основной педагог, квалифицированный преподаватель английского языка детям, как правило, является носителем языка и не говорит по-русски, но ему помогает русский преподаватель, который может что-то перевести в случае необходимости.
Итак, решая вопрос об обучении своего малыша английскому языку, не забудьте о том, что ребенку требуется время и ваша поддержка. Не стоит ругать его за ошибки, наоборот – нужно хвалить за все, что получается. И если вы решили, что малыш будет заниматься на курсах, позаботьтесь о том, чтобы ему там было комфортно и интересно, и чтобы там работали квалифицированные преподаватели, умеющие и любящие работать с детьми.
По материалам журнала "Иностранные языки PLUS"
Поделитесь с друзьями полезной статьей!